«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»
М. Монтесори
Наши далекие предки вольно или не вольно заботились о развитии рук своих детей. Натуральное хозяйство требовало труда от всех членов семьи, включая самых маленьких. Почти всю домашнюю работы выполняли малыши, они же нянчили младших, кормили, мыли, воспитывали. Бабушки и мамы заговаривали детские руки от всяческих напастей, пальчики перебирали и произносили «магические» слова. Они и до нас дошли, только уже как считалочки, как «пальцевые игры» типа «Сороки-белобоки». Но развивать ручки малыша можно по-разному. Главное условие, правда, всего одно. Ребенку должно быть интересно.
Что там в пальчиках?
В народе издревле белоручек не одобряли, детей стремились научить всем посильным умениям и замечали, чем больше навыков ручной работы осваивает малыш, тем смышленей он становится. И в наши дни одним из показателей и условий хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
«Путь к умной, светлой головке лежит через руки. Не надо заучивать стихи и счет. Не стоит обучать чтению и математике до школы. Куда важнее развить руки и речь. Бывает, приходит родитель и спрашивает, можно ли его чадо сразу во второй класс пристроить. Он и считать умеет и читать. А потом начинаешь проверять, и страшно становится, — говорит Любина Галина Алексеевна, доктор педагогических наук из Белоруссии, — Говорит плохо, не понимает инструкции, не умеет сосредотачиваться, читает, а пересказать не может, считает на пальцах. В общем-то, такого малыша и в первый-то класс отдавать рановато. А все потому, что родители вместо того, чтобы развивать речь и мелкую моторику, забивали голову ребенка ненужной, сложной и плохо усвояемой информацией. Пусть у соседей малыш учит три языка в студии развития, а вы со своим, лепите, играйте, развивайте все виды его памяти. Пройдет всего несколько лет, и разница в знаниях сотрется, а вот смекалистость и ловкость останется при вашем ребенке на всю жизнь».
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований сделают вывод об особенностях центральной нервной системы и ее «святая святых» — мозга. И если когда-то подобные выводы базировались просто на опыте врачей и педагогов, то теперь взаимосвязь мозга и руки аксиома – подтвержденная точнейшими датчиками специальных приборов.
Именно рука – это самый надежный способ исследования мира. Вспомните, свою реакцию на надпись в музее «Руками не трогать», особенно, когда экспонат находится не под стеклам и его вполне можно было бы ощупать руками. У ребенка же движения доставляют мышечную радость. И чем младше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит исследовать. Кожа рук ребенка содержит примерно в каждом квадратном сантиметре до 100 нервных окончаний. Развивать их – главная задача родителя.
Обучение в игре
Самый простой способ развития мелкой моторики – это трудотерапия. Ну, например, вязание, вышивание, плетение, гончарное дело, лепка из глины. Для усидчивого ребенка может оказаться лучшим раскрашивание тканей, живопись, рисование. Если все вышеперечисленное не подходит можно предложить малышу работу с тестом, занятия с песком и водой, землей, ухаживание за растениями, домашними животными.
Еще одно важно направление массаж. Сначала можно разминать ручки, начиная от большого пальца и до мизинца. Сначала растирая подушечку, затем медленно поднимаясь к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками. Кроме того обязательно стоит массировать ладошки. Причем не только руками, но и стеклянными шариками: «Смотри, не бьются, не ломаются, а только кувыркаются». Их же можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, стрелять на дальность и ловкость. Нет шариков? Не беда, возьмите два грецких ореха. Их можно катать между ладонями, удерживать между пальцами одной или обеих рук. Еще один инструмент – шестигранный карандаш, катая который ребенок стимулирует нервные окончания. Кроме того, карандаш можно пропускать между одним, двумя или тремя пальцами. Его нужно удерживать в определенном положении, двигать так, чтобы получить зрительную иллюзию «мягкого резинового ластика». Кроме того, хорошим массажером являются четки. Перебирая их маленький человечек развивает пальчики, успокаивает нервы, учится счету .
Ну и, наконец, самая важная часть развивающих игр касается пальчиковой гимнастики. Именно с нее, кстати, начинаются занятия логопедов с дошкольниками. Только и доносится из кабинета: сделай пальцами так, изобрази, покажи, пощелкай, сцепи. Часть игр напоминают знакомые нам с детства «козу рогатую» или «Сороку – белобоку». Но можно сшить пальчиковые куклы, оживлять которые детки должны сами. Куклами можно играть в футбол, показывать сценки из театра. Помогут в этом деле и игрушки-рукавички. Либо нарядные перчатки с изображением животных. Правда здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, самостоятельно распределять роли, писать сценарии, озвучивать сценки, подбирать декорации и музыку. Опять же очень хороши куклы – марионетки. А ведь их надо одеть и принарядить, для чего требуется сшить и связать костюмы. Разучить песни, для чего потребуются все музыкальные способности. И уж конечно самое главное – озвучить роль. То есть произнести красиво слова, в правильном порядке и с нужной интонацией. Столько заданий, что о работе рук просто подумать некогда – освоение проходит почти автоматически.
Если это слишком сложно для вашего малыша. Попробуйте начать с самого простого упражнения для рук. Покажите детям, как большой палец здоровается со всеми остальными. Итак, Большой палец прикасается к Указательному и спрашивает: «Тебя как зовут?» Указательный гордо отвечает: «Меня зовут Указательный!». «А Фамилия у тебя есть?» — спрашивает Большой. «Моя фамилия – это наша общая фамилия (произносит фамилию малыша)». Далее большой палец обращается по порядку ко всем остальным. Заключает диалог Мизинец: «Я младший брат – Мизинец. Моя фамилия…». Продолжить «знакомство» можно и со всеми частями тела. Каждая ручка может рассказать о том, что она умеет делать, а что ей делать не нравится. В общем-то сделать игрушку можно из всего, что есть у вас под рукой. Главное оживить ее речью, действиями, движениями. Для малыша превращение варежки, тарелочки, картофелины, коробки и кусочков ткани является настоящим волшебством. Чудо, да и только! Стать волшебником для ребенка, а потом и его сделать волшебником – не в этом ли величайшее счастье родителей!
«Мир с закрытыми глазами»
В тот момент, когда глаза закрываются, тактильные ощущения ребенка обостряются. На его ладошке пальцем можно рисовать буквы и фигуры, которые он должен называть. Кроме того, в слепую можно угадывать содержимое «волшебного мешочка». По инструкции родителя малыш должен извлечь из него кубик, расческу, шишку, ключ, ложку, клубочек, фасолину, карандаш. Дополнить список можно и другими хорошо узнаваемыми предметами – машинкой, прищепкой, грецким орехом, зубной щеткой и так далее. Ребенок может описывать предмет, что бы его мама и папа угадывали, что он сейчас достанет. Большой, деревянный, маслянистый, мягкиий – все эти понятие в игре очень просто усваиваются. Совсем маленьким деткам проще будет найти «такой же» предмет как у мамы: будь то скрепка или бархатный бантик.
Таким образом, вместе с игрой развивается и речь. И не заметно при этом уходит напряжение. Именно поэтому не надо ругать ребенка за то, что он теребит краешек одежды, потирает ладошки, нервно вертит карандашом. Тактильные занятия успокаивают и помогают добиться душевного равновесия.
ТЕСТ НА РАЗВИТИЕ РУК
Нормой считается, если ребенок может скопировать:
– В два года вертикальную линию определенной длины
– В 2,5 года – горизонтальную линию
– В 3 года – круг
– В 4 года – пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотношения штрихов
– В 5 лет – квадрат
– В 5,5 лет – треугольник
– В 6 лет – простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Или так. Попросите свое чадо нарисовать человека и оцените его в баллах. За каждый утвердительный ответ на вопрос, наградите ребенка 1 очком. А теперь считайте: У человека есть голова? У него две ноги? Две руки? Есть шея? Шея удлинена по отношению к плечам и туловищу? Плечи выделены хорошо? Длина туловища превышает ширину? Места соединения ног и рук с туловищем выделены хорошо? У него есть глаза? Рот? Нос? Нос и рот имеют нормальные размеры? Можно ли различить ноздри? Есть ли на руках пальцы? Нормально развитый ребенок должен набрать: В три года – 2 очка, в 4 года – 6, в 5 лет – 10 очков, в шесть – 14.