Тип проекта: исследовательский, информационный, игровой
Раздел программы: ознакомление с окружающим миром, чтение художественной литературы
Участники: дети, воспитатели, родители.
Вид проекта: краткосрочный (3 недели)
Актуальность проекта:
Идея проекта базировалась на живом интересе детей нашей группы к сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка». В один из дней девочка из нашей группы принесла книгу с полным текстом этой сказки, с талантливыми красочными иллюстрациями. Накануне вечером они прочитали сказку с мамой, и ребенку очень хотелось прочесть ее в группе, поделиться со всеми своими впечатлениями. Учитывая то, что текст сказки достаточно сложный, рассчитанный на восприятие детей старшего дошкольного и школьного возраста, для ознакомления со сказкой была выбрана форма пересказа текста педагогом в сопровождении иллюстраций. Неожиданно «Русалочка» вызвала большой интерес среди воспитанников, в том числе – мальчиков. Это можно объяснить её «необычностью» по сравнению с тем, что дети читали ранее: грустный финал, отсылки к эмоциональному состоянию героини, обилие описательных моментов, исполненных талантливо и тонко, что не может не тронуть чуткую душу ребенка.
Видя такую реакцию со стороны детей, мы решили разбить знакомство со сказкой на несколько этапов, а также «материализовать» сюжет сказки в исследовательской деятельности по ежегодной высадке растений на подоконнике. Таким образом, идея знакомства со сказкой вылилась в необычный проект, захвативший и детей, и педагогов, и родителей.
Цель: организовать исследовательскую деятельность по высадке растений и последующему наблюдению за ними, опираясь на сюжет сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка» как источник мотивации и основу для игры.
Задачи:
познакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Русалочка», дать представление об авторе сказки;
развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать текст, обращать внимание на детали, учить внимательно и вдумчиво рассматривать иллюстрации;
развивать умение сопереживать героям сказки, поддерживать желание делиться эмоциями и впечатлениями по прочитанному произведению;
развивать умение режиссировать игру по мотивам сказки,
инициировать высадку растений для «Русалочкиного сада», привлечь детей к последующему наблюдению и уходу за растениями;
учить детей различать и называть представленные растения, знакомить с их особенностями.
Ожидаемые результаты:
дети проявляют живой интерес к сказке «Русалочка», знают сюжет, могут объяснить мотивы поступков героев, с интересом рассматривают иллюстрации; имеют представление о писателе-сказочнике – Г.Х. Андерсене, могут назвать его имя, знакомы с портретом.
Дети знают названия высаженных растений, умеют различать и называть семена, особенности внешнего вида и роста представленных растений.
Дети заинтересованы в высадке растений и последующем уходе за ними.
Дети активно играют в «Русалочкином уголке» с игрушками морской тематики, с помощью педагога обогащая игру новыми сюжетами, развивая умение «режиссировать» игру.
Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Форма работы с детьми:
- Пересказ педагогом сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка», зачитывание отдельных отрывков
- Беседы по сказке
- Рассматривание, комментирование иллюстраций к сказке
- Раскрашивание раскрасок морской тематики
- Книжная выставка «Моя Русалочка» (книги со сказкой «Русалочка», принесенные детьми из дома)
- Совместная подготовка семян к посадке, ознакомление с внешним видом и отличительными особенностями семян (замачивание фасоли, рассматривание семян салата, укропа, бархатцев, огурцов)
- Совместная посадка растений, знакомство с правилами посадки семян
- Ознакомление детей с картой роста высаженных растений, соотнесение текущего этапа развития растения с картой роста
- Совместный уход за растениями, рыхление, полив, опрыскивание.
- Совместное оформление «Русалочкиного сада»
- Релаксация, психогимнастика в сопровождении аудиозаписи «Шум моря»
- Игры в «Русалочкином уголке»
Форма работы с родителями:
привлечение родителей к участию в книжной выставке «Моя Русалочка» и к оформлению «Русалочкиного сада»
Результаты проекта:
Проект «Русалочкин сад» оказался необычным и увлекательным для всех участников, подарил нам массу положительных эмоций, помог проникнуться замечательной сказкой Г.Х. Андерсена. Родители, видя живой интерес к теме со стороны детей, приняли активное участие в оформлении «Русалочкиного сада», буквально каждая семья старалась принять участие в украшении «морского царства»: ракушки, фигурки морских обитателей, искусственные водоросли, «сундук с сокровищами», фигурка затонувшего корабля и многое другое – всё эти атрибуты появились благодаря нашим родителям. Результат превзошел наши ожидания – по завершении оформления оставалось только удивляться, насколько наш «Русалочкин сад» соответствует описанному в сказке, что, конечно, было отмечено при чтении, помогло детям более внимательно и осознанно воспринимать историю о Русалочке. Восторг детей по поводу нового необычного пространства в группе сложно описать – на многие дни «Русалочкин сад» стал любимым местом игры. Наблюдение за растениями было особенно увлекательным, так как превратилось в сказочную игру: фасоль была уже не просто «фасолью», а «подводной фасолью», «огурцы» – «подводными огурцами»…
Проект еще раз показал – не стоит думать, что младшие дошкольники не способны воспринимать сложный сюжет и сложные эмоции, при правильном преподнесении произведения оно находит отклик в душах детей, развивает их личностные качества, фантазию, любовь к чтению; не стоит упускать шанс познакомить детей с талантливым художественным текстом, если ребенок проявляет к нему интерес.
Нам, как педагогам, проект еще раз доказал, что самая увлекательная деятельность и самый плодотворный результат – те, что основаны на непосредственном интересе воспитанников…