МБДОУ ЦРР "Детский сад №243"

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период

Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье.

Коллектив детского сада осознает важность этого периода и уделяет проблеме особое внимание. В ДОУ осуществляется психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса в период адаптации. Тесное взаимодействие всех специалистов позволяет качественно осуществлять этот процесс. Положительно влияет на течение процесса адаптации вопрос его организации. На начальном этапе проводится огромная работа с семьей. За месяц до открытия группы проходит общее собрание для родителей, будущих воспитанников, на котором большое внимание уделяется вопросу подготовки ребенка к поступлению в детский сад и процессу адаптации [1].

Первый человек, с которым встречаются родители в детском саду, это заведующая ДОУ, которая знакомит родителей с условиями и организацией жизни детей в ДОУ, дает понять, что детский сад всегда открыт для родителей, что здесь работают люди, всегда готовые разделить с семьей заботу о ребенке.

Педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету с целью изучения социально психологического статуса семьи и прогноза адаптации. Важно выяснить проблемы, которые могут возникнуть, и заранее дать рекомендации родителям. Адаптация для ребенка — это стресс. Чтобы привыкание прошло безболезненно, переход ребенка из семьи в детский сад должен быть плавным. Психолог объясняет родителям, что необходимо дать малышу возможность привыкать к детскому саду постепенно, начиная в первые дни оставлять ребенка не более чем на 1-2 часа, постепенно увеличивая время пребывания. Знакомит родителей с режимом дня в детском саду и предлагает соблюдать его дома. Маленькие дети очень тяжело переживают смену обстановки, а когда она ещё связана со сменой режимных моментов, тем более. Если ребёнок привыкнет просыпаться, есть, играть и гулять в те часы, когда ему предстоит это делать в детском саду, он будет увереннее чувствовать себя в новой обстановке. Психолог обращает внимание родителей на то, что, в период адаптации очень важно умение и желание ребенка общаться с взрослыми и сверстниками, причем не только с близкими, но и с малознакомыми. Ребенку будет легче адаптироваться, если он научится знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки.

 Психологом разработан буклет для родителей с рекомендациями как подготовить ребенка к детскому саду, на что обратить внимание. Буклет предлагается родителям. Психолог беседует с родителями по поводу возрастных и индивидуальных особенностей детей, дает рекомендации, отвечает на вопросы. В заключение беседы приглашает родителей познакомиться с воспитателем и группой, в которую будет ходить малыш.

Воспитатель знакомится с родителями, выясняет особенности воспитания малыша в семье, его домашний режим, способы кормления, укладывания спать, узнает имя малыша, которым его называют в семье, его любимые игрушки и занятия, индивидуальные особенности и сложившиеся привычки. Приглашает родителей в группу и знакомит с групповыми помещениями. Показывает шкафчик, где будет раздеваться ребенок, кроватку, в которой он будет спать. Согласуется график посещения ребенком группы в период адаптации. Главное для малышей безболезненно адаптироваться к условиям ДОУ. чувствовать себя благополучно среди многих, как дома, где ты единственный. В группе созданы условия для успешной адаптации.

Воспитателями совместно с психологом организован уголок психологического комфорта, где ребенок может уединиться и отдохнуть. Мягкое покрытие, подушки и мягкие игрушки оказывают приятное расслабляющее действия, что способствуют развитию психических процессов, органов чувств, личностных особенностей. Позволяет быстрее устанавливать эмоционально положительный контакт с окружающим миром. Репродукции с изображением природы, создают эмоциональный комфорт и положительно влияют на психическое здоровье ребенка.

Отвлечь и успокоить детей после ухода родителей, позволяет спокойная музыка. Песенки из любимых мультфильмов, записи со звуками природы поднимают настроение, что очень важно при адаптации ребенка к условиям ДОУ. Дети любят слушать музыку, расположившись на мягких подушках или на диванчике. Они с удовольствием рассматривают фотографии в альбомах, книги с яркими иллюстрациями.

Первые дни – самые трудные. Ребенок впервые переступил порог детского сада. Его встречают доброжелательные педагоги, которые уделяют внимание каждому ребенку, осуществляется индивидуальный подход. Прием вновь поступающих детей проводится поэтапно, по графику, согласованному с родителями, чтобы каждому можно было уделить внимание. Первые дни малыш находится в детском саду 1-2 часа, ему необходимо познакомиться с воспитателем. Он должен понять, что воспитатель – совсем как мама. Число часов, проводимых ребенком в группе, постепенно увеличивается, в зависимости от его эмоционального состояния. Таким образом, требуется 3 – 4 недели, чтобы малыш по мере нормализации показателей поведения мог проводить в дошкольном учреждении полный день.

В адаптационный период за ребенком наблюдают воспитатели, педагог-психолог, медицинские работники и другие специалисты ДОУ. Результаты фиксируются в «карте наблюдения за ребенком в период адаптации». В «карте» оценивается эмоциональное состояние ребенка, его поведение в момент расставания и встречи с родными, аппетит, сон, отношение к предметному миру и игрушкам, речевая и двигательная активность, взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Выстраивается сравнительный график адаптации. По окончании адаптационного периода в «карте» пишется заключение медицинским работником, педагогом-психологом и воспитателем [2]. В адаптационный период воспитатели ежедневно знакомят родителей с успехами и неудачами ребенка, сообщают о его самочувствии, дают рекомендации, обговаривают время пребывания ребенка в детском саду на следующий день. Если у родителей или педагогов есть вопросы, они могут получить консультацию у педагога-психолога. По окончанию адаптационного периода проводится родительское собрание – знакомство родителей с детским садом и коллективом. В программе праздника: визитная карточка детского сада; презентация специалистов; визитная карточка семьи; экскурсия – презентация ДОУ; фрагмент музыкального занятия: родители вместе с детьми; дегустация блюд; чаепитие [3].

Сравнительный анализ работы в последние годы показал, что такая организация адаптационного периода, щадящий режим, тесное взаимодействие специалистов ДОУ и семьи позволяет эффективно снизить количество детей с тяжелой степенью адаптации.

Библиографический список

  1. Кузнецов, П.В. Адаптация как функция развития личности. / П.В. Кузнецов. – Саратов, Саратовский ЦНТИ, 1991. – 158 с.
  2. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Основы медицинских знаний. / Р.В. Тонкова-Ямпольская. – М.: Просвещение, 1986. – 320с.
https://ramdou37.edumsko.ru/uploads/2700/2686/section/262854/folder/hello_html_m2335be50.jpg?1521708888302
  •  Солнышко. Развивающие занятия для детей младшего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – 30 с.
  • Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием, Барнаул, 7 апреля 2011года. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – 272 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • минпросв
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • надзор обр
  • сервер гв
  • акиац
  • элуслобр
  • уполномправа реб
  • госуслуги
  • сетевой город
  • документы
  • спас-экстрим
  • нокро
  • осовак
  • приоритет
  • фснк
  • акипкро
  • дети онлайн
  • профсоюз
  • доступная среда проект
  • Министерство образования и науки Алт
  • контент